ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА. Вершиной творчества Михаила Афанасьевича Булгакова стал роман «Мастер и Маргарита», в котором основную философскую линию составляет тема добра и зла, их противоборства и их взаи­мосвязи.

Добро и зло. Сколько существует мир, столько существует спор между «тьмой» и «светом», между положительным и отрицатель­ным началами. И все это время люди стараются разграничить эти понятия. Отделить одно от другого, противопоставить. Но потому- то и продолжается этот спор вечно, что невозможно провести грани­цу, не существует исключительного добра и исключительного зла. Осмыслить еще раз эту проблему — в новом, неожиданном, своеоб­разном ключе — решился и автор романа «Мастер и Маргарита».

События, описанные в романе, разделены во времени и простран­стве. Но они объединены одной идеей — поисками истины и борь­бой за нее. Искали эту истину библейские герои: Понтий Пилат — прокуратор Иудеи «в белом плаще с кровавым подбоем» и подсуди­мый Иешуа. Прокуратор ассоциируется с жестокостью и хладно­кровием. Да и сам он называет себя «свирепым чудовищем». Но Иешуа обращается к нему без злобы и страха: «Добрый человек! Поверь мне…» Ни на секунду не отступая от своих жизненных убеж­дений, этот смелый человек утверждает, что «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые», что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Понтий Пилат приказывает казнить Иешуа, но совесть всегда будет мучить его, потому что он понима­ет, что Иешуа прав. Прокуратор чувствует превосходство духа ни­щего философа над собой, великим властителем людей. Философия угнетателя оказывается беззащитной перед высшей правдой и гар­монией мира.

Пилат поставлен перед выбором: пойти по пути зла и сохранить карьеру или отстоять добро, сохранить свою душу и совесть чисты­ми. Такой выбор жизнь ставит перед каждым из нас, перед всем человечеством. И ошибаются те, кто стремится избежать необходи­мости сделать этот выбор, потому что справедливость рано или по­здно восторжествует и зло будет наказано. «Все будет правильно, на этом построен мир», — утверждает Воланд. В романе Воланд — спе­циалист по черной магии, то есть по злу. Именно он обладает пра­вом наказывать людей, творящих зло. По его решению Берлиозу отрезает голову трамвай, Иван Бездомный попадает в психиатри­ческую клинику, Лиходеева вышвыривают из собственной кварти­ры, финдиректора Римского превращают в жалкого запутавшегося старика, буфетчик, торгующий «осетриной второй свежести», уми­рает от рака. Воланд просвечивает человечество, словно рентгеном, раскрывая всю глубину и размеры царящего в нем зла. На его балу нескончаемой чередой проходят «короли, герцоги, кавалеры, само­убийцы, висельники, отравительницы и сводницы, тюремщики и шулера, палачи, доносчики, изгнанники, безумцы, сыщики, рас­тлители». И каждого из них ждет своя участь, неминуемое наказа­ние за грехи и зло. Вражда, распри, недоверие к людям инакомыс­лящим, зависть и жадность господствуют в мире. И Воланд обна­жает сущность всех негативных явлений в обществе, показывает в истинном свете все скрытые пороки человечества.

Всему этому злу в современном мире пытается противостоять Мастер, трагическая судьба которого во многом пересекается с судь­бой Иешуа. Мастер также подвергается великим испытаниям за попытку написать роман об Иисусе. Его единственным стремлени­ем было напомнить людям о проповеди добра и любви. Он уверен в том, что все люди не могут стать добрыми и что им нужно прощать обиды. Мастер пока не постиг высшей правды, но его вера в то, что «рукописи не горят», если это честные книги, дает ему право на понимание в будущем высшей правды и гармонии мира.

Временной интервал длиной почти в два тысячелетия разделяет события романа о Иешуа и романа о Мастере. Но проблемы, возни­кающие в библейском и современном мире, не меняются. Философ­ские раздумья о добре и зле присутствуют в спорах Пилата и Иешуа и разговорах Воланда с обывателями. Таким образом, автор утверж­дает, что проблемы эти актуальны для любой эпохи и даже связаны друг с другом неразрывной связью.

Воланд в романе Булгакова не вносит в мир зла, а только судит его. Зло приходит через самого человека. Точно так же только через человека приходит добро — Иешуа не вносит в мир добра, а лишь отстаивает его своим поведением. Ни Воланд, ни Иешуа не вмеши­ваются в дела и поступки людей. Они являются только своеобраз­ными «индикаторами» этих поступков. Добро или зло совершают сами люди. Только люди делают этот неизбежный выбор в своей жизни. Понтий Пилат в свое время делает свой выбор, но Маргари­те жаль его, она готова вмешаться в его судьбу, так же как в судьбу несчастной Фриды или в судьбу Мастера. Потому что она изначаль­но выбрала добро. В ее сердце живет милосердие. То же милосер­дие руководит и женщиной в зале, которая, глядя, как Жоржу Бен­гальскому отрывают голову, кричит: «Ради бога, не мучьте его!» И толпа, которая вторит ей: «Простить! Простить!», тоже проявляет милосердие. Но такая же толпа в свое время потребовала от Пилата казни Иешуа. «Ну что же… — говорит Воланд, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомыслен­ны… ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обык­новенные люди… В общем, напоминают прежних».

Маргарита защищает добро, но ей противостоит организованная система зла, сопротивляться которой в одиночку невозможно. Для того чтобы победить мир, который «во зле лежит», Маргарите необ­ходимо что-то сверхъестественное. И она заключает договор с дья­волом — становится ведьмой. Этим она искажает саму человечес­кую природу — но это ее плата за стремление победить в мире зла.

Погибнуть героине не дает лишь ее самоотвержение, ее способ­ность к предельному самопожертвованию. Она готова погубить душу, чтобы только спасти Мастера. И она спасает свою любовь. Но теперь ей предстоит пройти очищение огнем и смертью. Маргарита при­носит жертву во имя любви. Мастер также жертвует собой — ради того, чтобы дать жизнь своей книге. Этим автор утверждает глав­ную истину — свершение блага, добра невозможно без творческого участия зла, добро и зло составляют единое целое, которое и носит название «жизнь». Они вместе образуют порядок — ту самую пра­вильность, справедливость, о которой говорил Воланд. Вот почему Воланд и Иешуа всегда будут следовать в сознании людей рядом — как полюсы единого мироздания. Выбирая сторону Иешуа, человек заслуживает свет, на стороне Воланда — тьма. Но всех их ждет « жизнь вечная ».

Левий Матвей, до конца следующий за Иешуа, так же вечен, как гости на балу у Воланда. Только сам человек способен отличить доб­ро от зла, и в этом заключается его свобода и его ответственность. Но являясь властителями в своей сфере: Иешуа — в сфере добра, Воланд — в сфере зла — обе стороны способны мерить людей толь­ко своими мерками. Поэтому Иешуа никогда не осуждает зла, от­стаивая добро, так же как и Воланд не борется с добром, а осуждает и высвечивает только зло.

Создавая свое произведение, Булгаков стремился показать лю­дям, насколько ошибочно и даже опасно недооценивать зло, точно так же, как слишком прямолинейно истолковывать взаимоотноше­ния с добром. В таком истолковании проблемы добра и зла, как универсальных принципов бытия, с которыми имеет дело человек, автор «Мастера и Маргариты» ближе всего стоит к философии К. Г. Юнга с его предупреждением относительно необоснованного оп­тимизма христианской доктрины о человеке и Боге.

Роман М. А. Булгакова удивительно сложен и многогранен. Он стоит вне пределов одной темы или одной эпохи. Он вечен, потому что вечны не только вопросы, затронутые автором борьба добра и зла, поиски высшей истины, — но и вечна любовь, соединившая его героев. Даже человек, который не верит ни в Бога, ни в дьявола, ни в чудеса, читая произведение великого писателя, начинает остро ощущать реальность его персонажей: Воланда и Понтия Пилата, Иешуа и Мастера, Маргариты и Берлиоза и целой вереницы дру­гих, ярких, живых персонажей, которым подарил вечную жизнь гений М. Булгакова.